Для начала полезно познакомиться с устройством фортепианной клавиатуры. Предположим, что вы сидите у фортепиано и не знаете ни одной ноты. Вот что вы видите:
Черные и белые клавиши
Клавиатура состоит из черных и белых клавиш, причем черные располагаются группами по две и по три, или, можно сказать, парами и тройками. Такая группировка облегчает нахождение любой нужной ноты. Например, ближайшая белая клавиша слева от пары черных клавиш — это до, или, пользуясь буквами латинского алфавита, С. Если двигаться от С далее в порядке латинского алфавита, то ближайшая белая клавиша слева от тройки черных обозначается буквой Р (или фа). Все ноты могут обозначаться двояко — буквами латинского алфавита или названиями до, ре, ми, фа и т. д. Далее в тексте оба способа обозначения нот будут использоваться как синонимичные. На иллюстрации внизу показано соответствие названий нот и их латинских обозначений:
На стандартной клавиатуре — восемь нот до (С). Нота до в центре клавиатуры, или четвертая вверх" с ее левой стороны, называется «до первой октавы». В принципе, достаточно знать первые семь букв латинского алфавита, чтобы выучить названия всех белых клавиш; это показано на иллюстрации вверху.
Хотя фортепианная клавиатура выглядит очень большой, на самом деле она состоит из нескольких повторений одной и той же группы нот. Если двигаться от одного конца клавиатуры к другому, будут повторяться одни и те же ноты. Пять разных черных и семь разных белых клавиш — вот те двенадцать тонов, на основе которых в музыке Запада столетиями сочинялись мелодии и гармонии всех тех симфоний и песен, какие вам только доводилось слышать. Только двенадцать тонов — и вы можете сыграть всего Баха, Бетховена или «Битлз».
На клавиатуре «вверх» означает вправо, а «вниз» — влево.