Интервалы
Сейчас вы уже знаете названия всех клавиш фортепиано. Следует также хорошенько запомнить, что интервал, или расстояние, между соседними клавишами всегда равен полутону. Так, интервал между до (С) и до-диезом (С#) — полутон; между ми (E) и фа (F) — полутон и т. д. Полутон никак не изменяется из-за того, что до (С) и до-диез (С#) — это белая и черная клавиши, а ми (Е) и фа (F) — две белых. Две соседние клавиши, какого бы они ни были цвета, всё равно находятся друг от друга на расстоянии полутона.
Точно так же расстояние, например, между клавишами до (С) и ре (D) — целый тон, как и между ми (Е) и фа-диезом (F#). Интервал между ре (D) и фа (F), как и между до (С) и ми-бемолем (Еb), — полтора тона; от ре (D) до фа-диез (F#), как и от до (С) до ми (Е) — два тона и т. д.
Вы должны хорошо знать, что такое интервал и как его высчитывать, но вовсе не обязательно постоянно держать это в голове. Разбираясь в интервалах, вы сможете понять логику построения различных аккордов. Но чтобы играть аккорды, не нужно высчитывать все входящие в них интервалы, аккорды лучше всего запоминать по их внешнему виду.
Как только вы найдете на клавиатуре ноту до первой октавы, вы сможете сыграть аккорд до мажор (С). Уже через несколько страниц вам станет ясно, как это нужно сделать.
В заключение этого урока хотелось бы подчеркнуть следующее. Если по какой-то причине вы прямо сейчас бросите читать эту книгу, а потом в течение десяти лет ни разу не подойдете к фортепиано, то (я могу побиться об заклад) вы всё равно сможете назвать любую ноту на клавиатуре. Всё, что вы только что прочитали, останется в вашей памяти навсегда.
Как видите, совсем не сложно научиться играть на фортепиано. Всё искусство пианиста можно разделить на небольшие блоки информации, которые, если их один раз хорошенько выучить, не забудутся никогда.