Кстати, чтобы играть на фортепиано, не нужно выучивать на память все эти технические детали относительно конструкции клавиатуры. Вы просто должны иметь представление об этом; поэтому стоит кратко познакомить вас с информацией, которая будет очень вам полезна в дальнейшем. Если вы, к примеру, иностранец, который спрашивает, как доехать из Нью-Йорка во Флориду то рассказ о разнице в климатах этих штатов вряд ли поможет вам туда добраться; но это будет полезно знать, чтобы не брать с собой в поездку пальто на меху. Точно так же знание технической стороны музыки может помочь вам подсознательно выбирать лучшие варианты.Если вы сейчас находитесь у инструмента, попробуйте сыграть все двенадцать нот, начиная с до (С) первой октавы, двигаясь слева вправо или наоборот. Вы заметите, что звучание белых клавиш ничем не отличается от звучания черных: если закрыть глаза и попытаться различить, нажимают белую клавишу или черную, то вряд ли удастся это сделать (конечно, если у вас нет абсолютного слуха, когда вы точно слышите, какую именно ноту играют). Возникает вопрос: зачем же тогда нужны черные и белые клавиши?
Основных причин две. Во-первых, если бы все клавиши были белыми, то клавиатура была бы наполовину шире. Черные клавиши так вставлены между белыми, что по существу не занимают места. Представьте себе только, что вам нужно попытаться поместить фортепиано, у которого 88 только белых клавиш (а это обычное для стандартной клавиатуры количество) обычной ширины, в вашу комнату! Даже если ваша комната достаточно просторна для этого, попытайтесь вообразить, как бы вы на нем играли без стула на колесиках!
Во-вторых, благодаря экономящим место черным клавишам вполне можно одной рукой сыграть октаву, или расстояние от одного до (С) до другого, или от одного ре (D) до другого. Интервал октавы очень важен, потому что он позволяет удвоить любой конкретный звук. Научившись играть мелодии разными пальцами правой руки, вы можете посчитать более интересным в некоторых местах играть их в октаву. Кроме того, внутри октавы (которую обычно играют большим пальцем и мизинцем) вполне можно сыграть любой другой из остающихся одиннадцати тонов. Это позволит вам добавить одну или несколько нот, нужных для гармонии этого эпизода песни. Обсуждая все это сейчас, я несколько забегаю вперед. Если вам не очень понятно, зачем нужно добавлять какие-то ноты внутри октавы, не расстраивайтесь. Вы поймете это задолго до того, как дочитаете эту книгу до конца.
Все, что вам нужно знать на данный момент, — это обозначения белых клавиш: до (С), ре (D), ми (Е) и т. д. Вы можете попробовать выполнить такое упражнение: нажимайте любые клавиши и попытайтесь их назвать. Вы удивитесь, как скоро вы будете это делать без малейших затруднений. Вот мы и подошли к названиям черных клавиш. Их названия образуются от названий ближайших к ним белых. Например, давайте посмотрим на пару черных клавиш: