Первая черная клавиша, на которую показывает стрелочка, находится между нотами до (С) и ре (D). Поэтому ее название может быть заимствовано или от до, или от ре. Поскольку она на полтона выше ноты до (С), то ее называют до-диез. Диез, который обозначается в нотах специальным знаком #, означает повышение любой ноты на полтона; до-диез можно также обозначить латинской буквой С#. С другой стороны, та же черная клавиша на полтона ниже по высоте, чем ближайшее к ней ре (D); знак, показывающий понижение ноты на полтона, — это бемоль (b), поэтому эту же черную клавишу молено также назвать ре-бемоль, или Db.
Вторая стрелочка на иллюстрации вверху показывает еще одну черную клавишу, название которой происходит от ближайших к ней белых. В этом случае черная клавиша расположена между нотами ре (D) и ми (Е), поэтому ее можно назвать или ре-диезом (D#), или ми-бемолем (Еb). Почему в одном случае лучше выбрать одно название, а в другом — другое, будет объяснено в Уроке 5.
Сейчас научитесь называть черные клавиши обоими способами, чтобы, если вам потребуется сыграть до-диез (С#), ре-бемоль (DЬ) или ми-бемоль (Еb), вы без колебаний выбрали бы нужную ноту. Точно так же, черную клавишу между фа (F) и соль (G) можно назвать или фа-диез (F#), или соль-бемоль (Gb). Вот названия черных клавиш:
Необходимо сказать о разночтении обозначений. В англоязычной традиции букву Н вообще не используют, обозначая си как В, а си-бемоль как Вb. Но в русской музыкальной теории си — это Н, а В — си-бемоль. Здесь и далее будем придерживаться более привычных нам обозначений.
Принцип, на котором основана вся эта система названий черных клавиш, таков: повысить ноту — значит сыграть ближайшую к ней ноту справа; понизить — сыграть ближайшую к ней ноту слева. Вопрос: какую клавишу вы нажмете, если вас попросят сыграть ми-диез (Е#)? Ответ: белую клавишу фа (F). Вопрос: как сыграть до-бемоль (Сb)? Ответ: нажать белую клавишу си (Н). Вряд ли в популярной музыке для фортепиано вам встретятся ми-диезы или до-бемоли. Скорее всего, вместо них будут указаны фа и си. Тем не менее вам полезно было разобраться с тем принципом, который лежит в основе названий нот с диезами и бемолями.
Если уж заговорили о диезах и бемолях, то вам следует знать, что существуют и такие знаки, как дубль-диез и дубль-бемоль. Дубль-диез обозначается не ##, как можно было бы предположить, а специальным знаком x; дубль-бемоль обозначается сдвоенным знаком бемоля bb. Нота фа-дубль-диез (Fx) — это просто соль (G). Принцип этого прост: повысьте ноту фа (F) на полтона, и вы получите фа-диез (F#); повысьте на полтона фа-диез — и вот вам фа-дубль-диез (G ), или соль. Точно так же ми-дубль-бемоль (ЕЬЬ) — это просто ре (D). А сейчас, когда вы все это уже знаете, можете спокойно об этом забыть. Дубль-диезы и дубль-бемоли почти никогда не используются в популярной музыке; теперь вы по крайней мере не будете шокированы, увидев какой-нибудь из этих символов.
Я опять предлагаю вам выполнить простое упражнение на фортепиано. Нажимайте наобум черные клавиши и старайтесь побыстрее их назвать. Сначала представляйте, что это диезы, потом — что это бемоли. Пусть вас не обескураживает, если вам потребуется время, чтобы вычислить их названия. Когда вы начнете играть мелодии, вы обнаружите, что у вас предостаточно времени, чтобы вычислить название одной ноты до того, как сыграть другую. Большинство мелодий очень медленные. Спойте про себя, к примеру, начало песни «Клен ты мой опавший» на слова С. Есенина. Простучите кончиками пальцев ноты этой мелодии и обратите внимание на то, как они медленно двигаются по сравнению с переборами струн гитары, под которую обычно поют эту песню. Кроме того, обычно в ансамблях есть ударные, которые значительно оживляют ритм. Если же в сопровождение ввести, например, скрипки, играющие тремоло, или трели кларнетов в высоком регистре, то покажется, что звуки двигаются очень быстро. Вот что хорошо: когда вы сидите за фортепиано и играете мелодию, которая, вообще говоря, еле двигается, то ни вы, ни кто-то другой не услышат, что она медленная. Подсознательно вы будете внутри себя слышать все то сопровождение, с которым вы привыкли слушать эту песню, а в результате будет казаться, что вы играете ее быстро. (Я настаиваю на том. что вы играете с той скоростью, с какой слышите!)
В исполнении музыки не только ее скорость, но и многое другое по сути иллюзорно. Слишком многих людей именно иллюзии отпугнули от занятий музыкой. Игра на фортепиано часто кажется куда более трудным занятием, чем это есть на самом деле, точно так же, как магический трюк кажется невозможным, пока вы не узнаете, насколько в действительности он просто объясняется.